У адекватных людей давно уже нет сомнений в том, что кому-то приглянулось расположенное на улице Гимназической в Херсоне здание бывшего кинотеатра «Иллюзион», где уже более года действует культурный центр Kherson Art Hub.
Или приглянулась территория, на которой находится этот имущественный комплекс. А после недавних событий уверенность в том, что причина всех проблем культурного центра — чья-та заинтересованность в упомянутой выше недвижимости — более чем стопроцентная.
Странное решение суда
Двенадцатого октября руководитель культурного центра Леонид Ежуров и помогающие ему активисты обнаружили, что двери здания опечатаны. Более того, их встретил новый охранник, всего несколько дней работающий в областном коммунальном предприятии «Киновидеопрокат» (здание на Гимназической принадлежит ему, и адрес здания — юридический адрес «Киновидеопроката»). Охранник заявил, что по указанию начальства не должен никого пускать на вверенный ему объект.
Из-за такого «сюрприза» оказались под угрозой срыва очередное заседание действующего при культурном центре «Философского клуба» и концерт «Рок-поток». Отметим, что оба мероприятия удалось провести, но — в других помещениях.
Во время выяснения отношений с активистами охраннику помогали сотрудник КП Игорь Кравец, а также житель Олешек Александр Бондаренко. Последний — как и Игорь Кравец, — участник АТО, а также член возглавляемой Кравцом общественной организации «Комітет по боротьбі з корупцією та злочинністю «Українська Єдність».
«Эти люди прибыли после телефонного звонка охранника, который сказал мне, что позвал «братков». Я в свою очередь позвонил активисту и блогеру Владиславу Гладкому, который тоже пришел и сделал видеозапись», — рассказывает Леонид Ежуров.
Оказалось, что основанием для опечатывания здания стало поставление Херсонского окружного административного суда от 3 октября, принятое в результате рассмотрения поступившего 11 сентября искового заявления Главного управления Государственной службы чрезвычайных ситуаций в Херсонской области к КП «Киновидеопрокат» с исковыми требованиями о принятии мер реагирования во время осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Специалисты ГСЧС, как сказано в документе, во время проведенной в августе проверки выявили множество нарушений правил пожарной безопасности.
Вот — резолютивная часть этого постановления:
«Административный иск Главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Херсонской области к коммунальному предприятию «Киновидеопрокат» о принятии мер реагирования при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности — удовлетворить.
Применить к КП «Киновидеопрокат» (код юридического лица: 02403908) меру реагирования в виде остановки дальнейшей эксплуатации помещений и территории по адресу: Херсонская обл., г. Херсон, ул. Гимназическая, 30 «А» до полного устранения нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности путем запрета КП «Киновидеопрокат» использовать помещения и территорию (место расположения Херсонская обл., г. Херсон, ул. Гимназическая, 30 «А»), кроме работ, связанных с устранением нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности, до полного устранения нарушений.
Постановление подлежит немедленному исполнению».
Однако опечатало помещение не местное управления ГСЧС, это было сделано по решению руководства «Киновидеопроката».
Мы попросили прокомментировать этот документ юриста Елену Старюк, руководителя общественной приемной Херсонского Фонда милосердия и здоровья:
«Постановление суда — несколько странное, — отметила юрист. — Из его текста абсолютно невозможно понять, почему Управление ГСЧС в Херсонской области обратилось в суд. Обычно это делается при длительном отсутствии реакции на предписания этого ведомства. Но в тексте постановления нет ни слова о том, что КП «Киновидеопрокат» злостно игнорировало предписания ГСЧС. Тогда почему сотрудники ГСЧС не ограничились стандартными предписаниями, а обратились в суд?
В постановлении не указано, какие конкретно нарушения пожарной безопасности допущены, и что нужно сделать для их устранения.
Сказано только: «Следует отметить, что нарушения, допущенные ответчиком, могут повлечь наступление негативных последствий и создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях ответчика, а также лицам, которые будут осуществлять тушение пожара, в случае его возникновения, поскольку нарушения правил пожарной и техногенной безопасности в любом случае прямо или косвенно создают угрозу жизни и здоровью человека».
То есть, дают понять, что речь идет об очень серьезных нарушениях. И было бы логично их перечислить. Но вместо этого в постановлении суда указаны только ссылки на законодательные акты, а также пространно разъясняются полномочия ГСЧС и местных органов власти в части контроля выполнения правил пожарной безопасности».
Елена Старюк предположила, что это поставление суда появилось, поскольку именно такое развитие событий может быть кому-то выгодно.
Кто «крышует» беспредел?
Впрочем, в том, что на объект на улице Гимназической кто-то положил глаз, нет никаких сомнений. Как и в том, что человек этот или сам очень влиятелен, или его интересы представляет кто-то очень влиятельный.
Иначе директор «Киновидеопроката» Евгений Максимов вряд ли так рьяно выживал бы Kherson Art Hub, действуя, как говорится, по беспределу. Он настолько расстарался, что втравил себя в откровенно идиотскую ситуацию с упомянутым выше странным судебным запретом на эксплуатацию здания по улице Гимназической.
Кстати, в этом здании на протяжении довольно длительного времени размещалась администрация коммунального предприятия, в том числе и кабинет директора.
Когда же там появился Kherson Art Hub, Леонид Ежуров и помогающие ему энтузиасты отремонтировали кинозал, долго пребывавший в запущенном состоянии, установили там отопление. Без преувеличения можно сказать, что открытие Kherson Art Hub спасло бывший кинотеатр «Иллюзион», напомним, в советское время бывший для херсонцев островком свободомыслия и неофициозной культуры.
Выходит, до ручки довел здание Евгений Максимов, а совсем не Ежуров, который лично даже моет полы в «Иллюзионе», о чем проговорился на видео сотрудник «Киновидеопроката»? Но у руководства облсовета и у депутатов почему-то нет никаких сомнений в «белизне» и «пушистости» директора КП.
Очень хотелось бы знать, кто «крышует» весь это беспредел. Некоторые предположения на сей счет есть. Поговаривают, что на удобно расположенную территорию положили глаз предприниматели, в хороших отношениях с которыми заинтересован глава Херсонского облсовета Владислав Мангер (проблемы у культурного центра начались как раз после его прихода на эту должность). Однако сам Мангер на встрече с активистами в Kherson Art Hub говорил о намерении сохранить культурный центр.
Во время недавно прошедшей пресс-конференции, на которой обсуждалась ситуация вокруг Kherson Art Hub, депутат Херсонского облсовета Александр Шумей сказал, что на днях спрашивал у Владислава Мангера, есть ли у того личная заинтересованность в приватизации имущественного комплекса на Гимназической 30 «А».
«Глава облсовета ответил, что личной заинтересованности у него нет», — сказал Александр Шумей.
Но по итогам этой пресс-конференции на сайте «Херсонские факты», который журналисты и эксперты причисляют к медиа-пулу Владислава Мангера (читайте ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ), появилась статья, содержание которой «с точностью до наоборот» отличается от того, что было сказано на пресс-конференции. Виновными в доведении здания до ручки делают энтузиастов, организовавших культурный центр. Дескать, они «не занимались пожарной безопасностью в здании, всецело уйдя в творчество».
А вот как описывают совершенно нелепую ситуацию с «пожароопасностью» «Иллюзиона» Александр Шумей и Леонид Ежуров.
Как говорится, почувствуйте разницу, уважаемые читатели. А заодно и сделайте свои выводы о степени незаинтересованности Владислава Мангера.
Беззаботными и халатными людьми, да еще и «халявщиками» предстали активисты и в статье о пресс-конференции, размещенной на сайте . И здесь почему-то отражена лишь точка зрения людей, заинтересованных в выселении Kherson Art Hub из «Иллюзиона».
Как утверждает автор этой статьи, после августовской проверки существовало некое предписание, и — «Логично было бы выполнить требования пожарников. Но нет. Артхабовцы дождались, пока выйдет постановление суда» (цитируется в соответствии с оригиналом).
«О проблемах с пожарной безопасностью, — пояснил Леонид Ежуров, — я узнал 12 октября, когда здание опечатали. А ранее какие только претензии не придумывали, чтоб нас выселить, но вот о пожароопасности не говорили ни слова».
Он рассказал, что не знал и об августовской проверке:
«Да, в августе я видел, что в здание «Иллюзиона» приходил мужчина в форме ГСЧС в сопровождении главного инженера КП «Киновидеопрокат». Со мной эти люди не общались, о цели визита не говорили. Видимо, это и была проверка. Но о ее итогах я ничего не знаю. Да и такие вопросы — за пределами моей компетенции.
Я-то в «Киновидеопрокате» — специалист по массовой работе, рядовой сотрудник. А общение с работниками контролирующих органов — прерогатива руководства предприятия. Потому никто и не должен был направлять мне какие-либо предписания, и у меня нет полномочий на них реагировать.
Такие документы получает руководство, и оно должно реагировать на них. Но никто из руководителей предприятия не говорил со мной о ситуации с пожарной безопасностью в «Иллюзионе» и о необходимости устранения таких проблем.
В июле мне предлагали стать ответственным за пожарную безопасность, но я отказался, так как были причины, не позволявшие мне полноценно исполнять такие обязанности».
И снова подтверждается предположение о том, что если в здании на Гимназической 30 «А» и вправду есть потенциальная угроза для жизни и здоровья людей, то виноват в этом вовсе не Леонид Ежуров.
Кто виноват?
Kherson Art Hub – культурный центр, где могут продемонстрировать свои работы представители, так сказать, неформального искусства (музыканты, литераторы, художники, актеры…); где проводятся лекции, семинары, мастер-классы и другие мероприятия в сфере неформального образования; где собирается «Философский клуб»; где проводятся показы фильмов, которые в Херсоне нельзя увидеть больше нигде; где работает бесплатная школа аргентинского танго, где проводятся студийные сессии для художников…
Недавно в культурном центре с успехом прошел показ фильмов проекта DOCU/ХІТ. А вот директор «Киновидеопроката» Евгений Максимов с прокатом этих фильмов в «Юбилейном», кстати, нешуточно оскандалился, решив, что фойе киноконцертного зала — вполне подходящее место для показа фильма «Диксиленд», признанного на Одесском международном кинофестивале лучшим украинским фильмом 2017 года.
В мае херсонские деятели культуры и общественники обсуждали программу ревитализации культурного центра.
Шла речь о таких планах, как создание в Kherson Art Hub художественных мастерских, концертных площадок, кино-фотостудии, мастерской для энтузиастов велодвижения, а также многого другого. Участвующие в дискуссии деятели культуры и активисты предлагали множество вариантов для использования зданий и территории.
Но потом начался позорный театр абсурда с выживанием культурного центра из «Иллюзиона». Отметим, процесс этот стартовал еще в начале года, когда здание бывшего кинотеатра облсовет дважды пытался выставить на приватизацию. Протесты херсонских активистов, деятелей культуры, вмешательство прессы и влиятельных общественных деятелей не позволили осуществить этот замысел.
И вот гонители Kherson Art Hub отчасти добились своего. Деятельность культурного центра парализована: Леонид Ежуров и другие энтузиасты, как люди законопослушные, не будут действовать вразрез с постановлением суда.
Как рассказал депутат облсовета Александр Шумей, директор КП «Киновидеопрокат» Евгений Максимов в разговоре с ним сказал, что лишь недавно приступил к разработке сметы расходов, необходимых для устранения нарушений правил пожарной безопасности. Напомним, проверка прошла в августе. В августе!
И после этого у кого-то еще повернется язык утверждать, что во всех бедах «Иллюзиона» виноват Леонид Ежуров?!
Какого развития события ждать? Да только двух вариантов. Первый: Херсон лишится успешно работающего и перспективного культурного центра и еще более укрепит свою репутацию замшелого захолустья, где одаренным и инициативным людям нечего не светит.
Второй: Kherson Art Hub все-таки выйдет победителем в этой борьбе, будет развиваться, и от этого выиграют все. И вероятность такого исхода еще есть. На стороне культурного центра — херсонские общественники, деятели культуры, немало журналистов и блогеров, депутаты…
Словом, люди, которых можно назвать лидерами мнений, которые при наличии оснований могут неслабо подпортить репутацию любого политика.
А некоторым действующим лицам этого «фестиваля абсурда», в частности, участникам АТО, позиционирующим себя как антикоррупционеры, не помешало бы задуматься о правильности выбора союзников. Ведь люди, для которых хороши все средства, — очень опасная компания.
Есть шанс, но…
Увы, в последнее время мы стали свидетелями очень опасной тенденции. Херсон — не единственный город на юге Украины, где под угрозой закрытия оказался культурный центр.
В Одессе под угрозой закрытия оказался «Зеленый театр» — одно из наиболее знаковых и колоритных общественных пространств в масштабе не только юга Украины, но и всей страны, которое было примером того, как можно сочетать коммерческую успешность и реализацию интересных культурных проектов.
Эта история от истории с херсонским культурным центром отличается незначительно: владелец объекта, где пока еще находится «Зеленый театр» требует от людей, организовавших культурный центр, многократного увеличения арендной платы.
В соцсетях одесситы пишут, что после закрытия «Зеленого театра» (как утверждает его организатор и инвестор Егор Гребенников, выдвинуты невыполнимые условия) на месте этого объекта появится многоэтажка.
Однако даже столь удручающие обстоятельства могут стать для Херсона… потенциалом для культурного развития.
У Kherson Art Hub появятся перспективы стать ведущим культурным и общественным пространством на юге Украины и одним из таких пространств в масштабе страны.
Но для этого культурный центр еще нужно отстоять.