4 ноября в одной из киевских больниц умерла сотрудница Херсонского горсовета Екатерина Гандзюк, которую 31 июля облили серной кислотой. Она получила химические ожоги более 30% поверхности тела и за три месяца перенесла больше 10 операций. В деле об убийстве активистки есть пять подозреваемых. Все они были бойцами «Украинской добровольческой армии».
Четверо задержанных, которых следствие называет исполнителями, сознались в содеянном. Предполагаемый организатор покушения свою вину не признает.
Имя заказчика до сих пор неизвестно. Сама Гандзюк отмечала, что не знает, кто мог стоять за нападением. «ГОРДОН» рассказывает, что известно о деятельности активистки и ее убийстве.
Кем была Екатерина Гандзюк
Екатерина Гандзюк родилась 17 июня 1985 года в Херсоне. В 2006 году она окончила Херсонский государственный университет, в 2008-м – Киевский национальный экономический университет, в 2016-м – Национальную академию государственного управления при президенте Украины.
В интервью «Украинской правде» Гандзюк рассказывала, что общественно-политической деятельностью занималась с 18 лет.
В 2003 году она возглавила молодежную ячейку «Батьківщини» в Херсонской области, в 2006-м прошла в Херсонский облсовет от БЮТ.
В 2014–2015 годах была депутатом горсовета, заняв место руководителя городского отделения партии Владимира Миколаенко, которого на внеочередных выборах в мае 2014 года избрали мэром.
В 2015 году Миколаенко с группой сторонников, в числе которых была и Гандзюк, приостановили членство в «Батьківщині». Их исключили из партии.
В политсиле мэра Херсона обвиняли в отсутствии люстрации в муниципалитете, сотрудничестве с экс-регионалами и причастности к выводу бюджетных денег, писало местное издание Gazeta.ks.ua.
Миколаенко и лояльные ему партийцы выступали против присоединения к партии Владислава Мангера, экс-регионала, бывшего помощника экс-нардепа Алексея Журавко (по данным газеты «День», Мангер был близок с экс-премьером Николаем Азаровым).
Гандзюк была советником Миколаенко, с которым сотрудничала с 2006 года. С ноября 2016 года она исполняла обязанности управляющего делами исполкома Херсонского горсовета.
Против кого выступала активистка
На странице в Facebook Гандзюк неоднократно критиковала местных чиновников. Объектом ее критики, в частности, становился Мангер, который с сентября 2016 года возглавляет Херсонский облсовет.
Она называла его «помощником титульного сепара», имея в виду Журавко. Мангера, а также главу Херсонской областной государственной администрации Андрея Гордеева Гандзюк обвиняла в причастности к поджогу леса в Олешковском районе 28 мая 2018 года.
Она предполагала, что лес подожгли специально, чтобы позже продать древесину.
В июле 2017 года Гандзюк и журналист Сергей Никитенко опубликовали расследование о Мангере и его бизнесе.
Активистка также неоднократно писала о Кирилле Стремоусове. Он с декабря 2017 года возглавляет херсонскую ячейку Социалистической партии Украины, которой руководит экс-советник главы МВД Украины Илья Кива.
Стремоусов, называющий себя журналистом, фигурирует в уголовном деле о нападении группы злоумышленников на конвой СБУ в попытке отбить задержанного за госизмену «депутата Евпаторийского горсовета» Сергея Осьминина (в августе 2018 года приговорен к пяти годам лишения свободы).
Гандзюк неоднократно называла Стремоусова сепаратистом и заявляла о его связях с политиком Виктором Медведчуком.
Объектом критики Гандзюк нередко становились и правоохранители. Их она обвиняла в том, что нападения на активистов, в частности на ее друга Никитенко, а также одесского активиста Сергея Стерненко, остаются нераскрытыми.
«Мусора не способны никого из нас защитить. После системы обеспечения справедливости на…бнулась и система обеспечения правопорядка», – написала она 25 мая, на следующий день после очередного нападения на Стерненко.
Правоохранителей активистка критиковала также за отсутствие борьбы с сепаратизмом.
В сентябре 2017 года у Гандзюк возник конфликт с начальником управления защиты экономики в Херсонской области Национальной полиции Артемом Антощуком.
Активистка заявила, что он требует у нее взятку. Из-за этого поста Антощук подал на Гандзюк в суд, но большинство его исковых требований отклонили.
В марте 2016 года у Гандзюк был конфликт с депутатом Херсонского горсовета Дмитрием Ильченко. Он призвал заблокировать страницу Никитенко в Facebook за то, что журналист «оскорбляет людей в комментариях, хамит, ругается». За это Гандзюк бросила Ильченко за шиворот селедку.
Нападение и пребывание в больнице
На Гандзюк напали утром 31 июля в Херсоне. Мужчина, поджидавший активистку у подъезда, облил ее концентрированной серной кислотой. Гандзюк получила химические ожоги более 30% тела. Кислота попала ей на спину, руку, голову и в левый глаз.
Сначала Гандзюк попала в отделение реанимации Херсонской областной клинической больницы. 1 августа ее перевезли в ожоговое отделение Киевской городской клинической больницы №2. Она перенесла более 10 операций.
Стерненко отмечал, что даже на перевязку пострадавшую возили под общим наркозом. 4 ноября Гандзюк умерла в больнице. По данным источников агентства УНН и издания ZN.UA, у Гандзюк оторвался тромб.
Официальная причина смерти – полиорганная недостаточность и химические ожоги 39% поверхности тела, сообщили вечером 5 ноября на странице «Хто замовив Катю Гандзюк?» в Facebook. Прощание с погибшей активисткой начнется в 14.00 7 ноября в Херсоне.
Уголовное дело и подозреваемые
Изначально уголовное дело открыли по статье «хулиганство». Позже полиция несколько раз меняла квалификацию: сначала – на «умышленные тяжкие телесные повреждения, совершенные с целью запугивания потерпевшего», затем – на «покушение на убийство с особой жестокостью», после смерти Гандзюк дело расследуют по статье «умышленное убийство».
Во второй половине августа правоохранители задержали по делу о нападении на Гандзюк пятерых подозреваемых.
Это экс-бойцы «Украинской добровольческой армии» Сергей Торбин, Владимир Васянович, Вячеслав Вишневский, Виктор Горбунов и Никита Грабчук. Торбин и Грабчук сейчас находятся в СИЗО, остальные подозреваемые – под домашним арестом.
Горбунов и Вишневский в ходе допросов назвали организатором покушения Торбина (позывной Опер). Он свою вину не признает.
По данным следствия, 26 июля Горбунов за 300 грн купил в Каховке Херсонской области две стеклянные бутылки объемом 1,7 л с серной кислотой. Химвещество он передал Грабчуку, который и совершил покушение на Гандзюк.
За нападение Васянович, Вишневский, Горбунов и Грабчук получили от Торбина по $500. Согласно показаниям Горбунова, Торбин объяснял, что Гандзюк – коррумпированный чиновник с пророссийскими взглядами, поэтому необходимо нанести ей телесные повреждения.
В интервью «Громадському» в конце сентября Гандзюк отмечала, что видела нападавшего сбоку. Активистка была уверена, что кислотой на нее плеснул Грабчук, а также не сомневалась, что ее хотели убить, ведь химвещество вылили на голову.
Кто заказчик?
Дело против исполнителей покушения вела Нацполиция, а поиском заказчика занимается Служба безопасности Украины. 5 ноября в МВД заявили, что полиция передала в СБУ материалы расследования, что позволит объединить два производства.
Гандзюк отмечала, что не знает, кто мог быть заказчиком. В интервью «Громадському» она рассказала, что у нее было очень много конфликтов и ей каждый день угрожали.
Она также подчеркивала, что между рядом нападений на активистов, которые произошли в последнее время, есть связь.
В комментарии «Украинской правде» Гандзюк отметила: «Я почти уверена, что у заказчика в гардеробе висит форма с погонами, возможно, даже и не одна».
Гандзюк в видеообращении от 26 сентября: Я точно знаю, что выгляжу сейчас гораздо лучше, чем выглядят в Украине справедливость и правосудие.
Вечером 5 ноября на Facebook-странице «Хто замовив Катю Гандзюк?», которую создали друзья Гандзюк, активисты и журналисты, появилась информация, что посредником между заказчиком и исполнителями был Игорь Павловский, экс-помощник депутата от Партии регионов Юрия Самойленко, помощник депутата от БПП Николая Паламарчука.
Отмечалось, что Павловский был также неофициальным помощником Журавко, который сейчас находится на оккупированных территориях Донецкой области.
Сам Павловский сказал в комментарии «112 Украина», что не знал Гандзюк и никаких конфликтов с ней у него не было. Помощник нардепа отметил, что давал показания по делу об убийстве активистки, так как знал Торбина.
Паламарчук заявил, что к нападению на Гандзюк не причастен. В комментарии УНИАН он сказал, что если Павловский действительно имеет отношение к преступлению, его должны привлечь к ответственности. Нардеп уволил его с должности своего помощника.
Генпрокурор Украины Юрий Луценко сказал 6 ноября в Верховной Раде, что у следствия «есть подозрения по поводу 12 лиц, которые, вероятно, были заказчиками преступления». Он подтвердил, что, согласно одной из версий, к убийству имел отношение Павловский.
По словам Луценко, производство против организатора и исполнителей убийства передадут в суд до конца года. Адвокат Евгения Закревская отмечала, что если это дело передадут в суд отдельно от производства против заказчиков, которое ведет СБУ, заказчики могут избежать наказания.
Что говорят о смерти Гандзюк
Сразу после смерти Гандзюк президент Украины Петр Порошенко призвал правоохранителей сделать все возможное, чтобы ее убийцы были наказаны, а премьер-министр Владимир Гройсман назвал произошедшее «преступлением без срока давности».
Вечером 4 ноября в ряде украинских городов, в частности Киеве, Харькове, Львове, Днепре, Херсоне, Сумах, Луцке и других, прошли акции памяти погибшей активистки.
Десятки общественных организаций, а также дипломаты и внешнеполитические ведомства ряда стран призвали правоохранителей привлечь к ответственности лиц, совершивших покушение.
6 ноября Верховная Рада создала временную следственную комиссию по расследованию убийства сотрудницы мэрии Херсона Екатерины Гандзюк и нападений на десятков других активистов. Луценко отметил, что члены ВСК не будут иметь доступ к материалам следствия из-за возможных утечек.
Как в Украине отреагировали на смерть Екатерины Гандзюк
Украина потеряла бойца информационного фронта. Бескомпромиссного, эффективного, патриотического. Такой была Катя. Она считала сепаров и российских пропагандонов своими личными врагами.
Ненавидела Медведчука, [помощника президента РФ Владислава] Суркова, московских попов, местную херсонскую вату. Не только ненавидела, но и постоянно делала все, чтобы усложнить им жизнь. Организовывала местные движи вместе с добровольцами и ультрас.
После этих движей мелкие ватнюки год прятались по углам. А ватные политики масштабом побольше меняли свои планы и обходили Херсон.
Вчера умер украинский Херсон в том числе. Где за красную тряпку и ватный вздроч били в …бало.
И это делала Катя. «Чиновник горсовета». Я до сих пор не могу поверить…