Агрессия Германии против СССР и агрессия России против Украины: что у них общего

Агрессия Германии против СССР и агрессия России против Украины: что у них общего

Россия и Украина после 1991 года

Исторические судьбы России и Украины тесно переплетены: они вместе входили в состав СССР (1922–1991), и пропаганда часто именовала их «братскими народами». После распада Советского Союза в 1991 году Москва и Киев поддерживали вполне дружеские отношения в первые десятилетия независимости.

Были установлены дипломатические связи (14 февраля 1992 года), заключены важные соглашения. В 1994 году Россия, США и Великобритания подписали Будапештский меморандум, в рамках которого Украина добровольно отказалась от ядерного арсенала, а Россия гарантировала нерушимость украинских границ.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между РФ и Украиной, подписанный Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой в мае 1997 года, закрепил принципы стратегического партнёрства и взаимного уважения суверенитета.

В 1990-е и начале 2000-х годов страны активно торговали, Россия была крупнейшим торговым партнером Украины, существовали тесные культурно-гуманитарные связи. Миллионы семей имели смешанное происхождение – отношения действительно считались братскими. Однако постепенно начали проявляться и противоречия.

Подписание Будапештского меморандума где Россия гарантировала Украине безопасность принесло в Украину в конечном счете большую войну

Украина всё решительнее стремилась к интеграции с Европой и построению демократии, тогда как руководство России с 2000-х годов брало курс на восстановление своего геополитического влияния на постсоветском пространстве.

Переломным моментом стал 2014 год: массовые протесты Евромайдана в Киеве свергли пророссийского президента Виктора Януковича, что вызвало резкое неприятие Кремля.

В ответ Россия в феврале–марте 2014 аннексировала украинский Крым и разожгла сепаратистский конфликт в Донбассе, фактически начав вооружённую агрессию против ранее дружественной страны. Эти действия привели к радикальному ухудшению двусторонних отношений – от былего партнёрства не осталось и следа.

С 2014 года Россия и Украина по сути находились в состоянии латентной войны (боевые действия на востоке Украины при участии РФ, гибридное противостояние), хотя формально дипломатические отношения ещё сохранялись. Несмотря на продолжающуюся риторику российских властей о «едином народе», Украина всё более консолидационно отстаивала свою независимость и европейский выбор.

Накануне прямого вторжения 2022 года Москва выдвигала ультиматумы по недопущению вступления Украины в НАТО и фактически отрицала право Украины на собственную внешнюю политику.

Таким образом, если в первые постсоветские десятилетия РФ и Украина ещё сохраняли видимость братских связей, то к 2022 году они были разделены глубоким политическим и ценностным разломом.

Российское руководство фактически не признавало суверенитета украинского государства, называя его «искусственным проектом», тогда как для украинского общества идея возвращения под контроль Москвы стала совершенно неприемлемой. Эти непримиримые противоречия предвосхитили открытое военное столкновение.

Цели и оправдания агрессоров

Идеология Гитлера и объяснения нападения на СССР

Нацистская Германия изначально рассматривала войну против СССР как часть своей идеологической программы. Адольф Гитлер задолго до 1941 года провозгласил целью завоевание «жизненного пространства» на Востоке (Lebensraum) и уничтожение большевизма. В расовой теории нацистов славянские народы считались «низшей расой», предназначенной либо к порабощению, либо к уничтожению.

Агрессия Гитлера против СССР в 1941

Захват богатых природными ресурсами территорий СССР – прежде всего Украины – должен был обеспечить немецкому рейху экономическую самодостаточность и многолетнее господство. Эти агрессивные цели Гитлер излагал откровенно своему военному руководству, однако для широкой публики нападение было представлено как вынужденный превентивный шаг.

Утром 22 июня 1941 года Гитлер выступил с обращением к немецкому народу, в котором оправдывал вторжение тем, что «правители Кремля» якобы нарушили пакт о дружбе и готовили нападение на Германию.

Нацистская пропаганда изображала Советский Союз как очаг «жидо-большевистской» угрозы, которая вот-вот обрушится на Европу.

Гитлер клялся, что до последнего старался сохранить мир, но был вынужден дать отпор, потому что «московские властители» предали соглашение и сосредоточили войска у границ рейха.

Таким образом, официально вторжение называли превентивной обороной Германии от советской агрессии.

На деле же план «Барбаросса» реализовывал давние экспансионистские замыслы нацистов. В окружении Гитлера вторжение преподносилось как «крестовый поход против большевизма», борьба за уничтожение коммунистической идеологии.

Также звучали обещания освободить народы СССР от «сталинского гнёта», хотя реальная политика на оккупированных территориях быстро свелась к террору и грабежу. Таким образом, цели нацистской агрессии сочетали идеологический фанатизм (расовый и антикоммунистический) и прагматичный захват ресурсов и земель.

Для оправдания этого перед германским обществом Гитлер создавал образ СССР как смертельного врага, оставившего ему «нет выбора», кроме как начать войну – несмотря на то, что именно он сам давно планировал эту войну.

Пропаганда Путина и обоснование вторжения в Украину

Российское руководство, готовя вторжение 2022 года, также сформулировало для него ряд публичных «оправданий». Президент Владимир Путин в обращении 24 февраля выдвинул несколько тезисов: необходимость защитить русскоязычное население Донбасса от «геноцида», «демилитаризировать и денацифицировать» Украину, а также предотвратить её вступление в НАТО.

Агрессия Путина против Украины в 2022

Кремлёвская пропаганда ранее многократно описывала Украину как «неонацистское государство», захваченное русофобами, и утверждала, будто в отношении жителей самопровозглашённых республик Донбасса украинская власть ведёт геноцид.

Эти заявления не имели ничего общего с действительностью, но были интенсивно навязаны через подконтрольные СМИ для создания образа врага. Одновременно Путин называл современную Украину историческим недоразумением: в июле 2021 года он опубликовал статью об «единстве русского и украинского народов», фактически отрицая право Украины на самостоятельное существование.

Таким образом, идеологической основой агрессии стал великодержавный миф, что Украина – это искусственно отделившаяся часть «русского мира», управляемая марионетками Запада. В первые дни войны российские официальные лица уверяли, что цель операции – смена «нацистского режима» в Киеве и нейтрализация военной угрозы для России.

На практике же действия армии РФ – нанесение ракетных ударов по мирным городам, попытка захватить столицу и большая оккупация территорий – показали стремление подчинить всю Украину.

Независимые аналитики отмечали, что истинной целью Путина было свержение избранного президента Зеленского и установление марионеточного пророссийского правительства.

По сути, Кремль пытался силой вернуть Украину в свою империю, не скрывая реваншистских амбиций. При этом пропагандистская риторика о «неонацистах» и «геноциде русскоязычных» служила лишь информационным прикрытием.

Интересно, что путинская идеологическая аргументация парадоксально зеркально противоположна гитлеровской: Гитлер нападал на СССР под лозунгами борьбы с коммунизмом, тогда как Путин, напротив, цинично назвал демократически избранное правительство соседней страны «нацистами».

Тем не менее в обоих случаях агрессоры пытались представить свое вторжение как оправданное и вынужденное, стремясь заручиться поддержкой (или по крайней мере пассивностью) собственного населения.

Ни Гитлеру в 1941-м, ни Путину в 2022-м не удалось ввести в заблуждение мировое сообщество: оба нападения были признаны необоснованной агрессией.

К первой части

Продолжение